В конце прошлого века на замкнутый мир российского балетного театра обрушилось все многообразие мирового постклассического танца. С 90-х годов наши хореографы (кто с большим, кто с меньшим успехом) пытаются адаптировать отечественную сцену к новой реальности. В классике одни балетмейстеры, как Сергей Вихарев или Михаил Мессерер, пошли по пути поисков утраченного рая и реставрации лучших постановок прошлого, другие, как Вячеслав Самодуров, работают над созданием самобытной хореографии.
Современный танец, переварив, наконец, обиды советских времен и отдав должное постмодернизму, оказался на распутье. Куда дальше? На главном российском театральном фестивале «Золотая маска», который начнется в феврале, покажут срез лучшего, что есть сегодня в балете и современном танце. От оригинальной постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева, сделанной Вячеславом Самодуровым в Екатеринбурге, до пластического спектакля драматического театра, в котором ранняя живопись Ван Гога показана и осмыслена через японский танец буто.
«Из глубины... (Художник Винсент Ван Гог)»
Театр юного зрителя, Казань
Номинации на премию-2017: «современный танец / спектакль», работа хореографа (Анна Гарафеева), работа композитора в музыкальном театре (Эльмир Низамов), работа художника по костюмам (Лилия Имамутдинова)
Показ в Москве 14 апреля, МТЮЗ
Создателям спектакля «Из глубины…», поставленного в Казанском ТЮЗе, каким-то невероятным образом удается погрузить зрителя в художественный мир Ван Гога, не показав ни одной его работы. Удивительно и то, что театр драматический, имеющий довольно опосредованное отношение к современному танцу, показывает на сцене живопись Ван Гога через японский современный танец буто.
В основе постановки пять ранних картин художника нормандского периода, еще до его знакомства с импрессионизмом (например, знаменитые «Едоки картофеля)». В этих полотнах нет буйства красок позднего Ван Гога, от них веет землей и тяжким трудом. Живой аромат земли витает и в зале: пол сцены усыпан несколькими сотнями килограммов чернозема и свежим сеном.
Наталия Звенигородская, эксперт «Маски», рассказала Forbes об этом любопытном опыте нетанцевального коллектива, выдвинутого на премию в номинации «современный танец»: «Казанский ТЮЗ объединил ощущение от творчества Ван Гога с японским танцем буто. Сложнейший по своей философии и не менее сложный по реализации и по восприятию, буто появился в поверженной Японии после Второй мировой войны на фоне глубочайшего ментального кризиса. В этот спектакль нужно вчувствоваться, медленно войти в состояние медитации, и тогда можно получить удивительный опыт. Тогда понимаешь, что с буто эти картины роднит ощущение природной энергии, глубинной, изначальной подлинности».
Автор Мария Ганияц