"Первые в жизни пуанты".




Балерина неизменно ассоциируется с пуантами или, как их еще называют, "пальцевыми туфлями".

Считается, что первой балериной, вставшей на пуанты  (от французского "pointe" - острие, кончик)была Мари́я Тальо́ни (итал. Maria Taglioni; 23 апреля 1804, Стокгольм — 22 апреля 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма.  В 1832 году балетмейстер Филиппо Тальони, отец Марии, поставил для нее балет "Сильфида", в котором, чтобы добиться впечатления нереальности, невесомости и отрешенности, Мария  поднялась на пальцы. Еще существует версия, что Тальони встала на пуанты потому, что у нее были коротковаты ноги и, таким образом, она стремилась их визуально удлиннить. В любом случае, балерина произвела ошеломляющий эффект, и с тех пор, пуанты неотъемлемая часть классического танца.

В хореографических училищах девочек начинают учить вставать на пуанты с 10 лет. Это связано с тем, что до этого возраста детские ножки должны окрепнуть и пройти подготовку, прежде чем знакомится с пальцевой техникой. Бывает, конечно, что совсем маленькие девочки уже достаточно уверенно танцуют на пальцах, но это в том случае, когда связки ребенка уже достаточно укреплены. Если ребенок начинает рано вставать на пальцы, будучи при этом не готовым, то это чревато ранними травмами и деформацией стопы. Однако, каждой маленькой балеринке хочется побыстрее встать на пуанты.

С самого раннего детства мы с мамой ходили на балет. Танцами я начала заниматься в 4-е года и хорошо представляла себе, что такое танец. Но, смотря на порхающих балерин, я воспринимала их как марионеток, без боли и пота выделывающих на сцене невероятной сложности па. Я знала, что балерины живые люди, но та легкость, с какой им удавалось танцевать в пуантах, поражала меня и возносила  их в ранг богинь. Намного позже, в хореографическом училище нам объявили, что и мы, наконец, будем учиться стоять на пуантах. Эта формулировка меня смутила. Только "стоять", а когда же мы будем танцевать, как настоящие балерины? Хотелось сразу выпорхнуть на сцену и проделать ряд сложнейших pas de burre. Первые пуанты мне достались от сестры, но сели не по ноге. Пришлось разорить семейный  бюджет и купить новые (стоили  они как хорошие туфли "для жизни").

Нас учили поэтапно. Сначала педагоги долго объясняли, как правильно пришить ленточки и размять пальцевые туфли по ноге. Затем мы вставали к станку и начинали медленно вскарабкиваться на пальцы, делая бесконечные releve. Только после того, как мы уверенно вскакивали на пальцы у станка, нам разрешили от него оторваться и перейти на середину зала. Танцевать в пуантах мы начали значительно позже. Еще одним разочарованием было то, что это  совсем не так легко, как казалось, когда я смотрела спектакли. Пальцы ног наминались и стирались до крови. Откровенно говоря, было больно. В те времена еще не придумали силиконовых вкладышей, облегчающих балеринам жизнь и пуанты были далеко не лучшего качества. Сейчас ситуация изменилась. Сами пуанты гораздо лучше и существует множество вкладышей, которые позволяют комфортно себя чувствовать. Тогда же мы использовали тряпочки, которые вечно комкались и только добавляли дискомфорт. Но, время прошло, ноги привыкли, повысилось мастерство, и пуанты стали продолжением ноги, как и должно быть для балерины. Хотя, если репетиций слишком много или спектакль трудный, а возможности снять пуанты и дать ногам отдохнуть не предвидеться, то, нет-нет, да и помянешь великую Тальони недобрым словом. Вот если бы эта коротконогая особа не придумала себе способ удлинить ноги, встав на кончики пальцев, то, может быть, пуанты бы и не существовали. Хотя не факт, что их не изобрел бы кто-нибудь еще. А вообще, спасибо Тальони за то, что сделала искусство балета еще красивее и воздушнее, а балерин еще изящнее. Ведь девушка и пуанты - отличное сочетание, приковывающее взгляды и вызывающее уважение. 

Лана ( основатель и педагог студии "Русская Балетная Компания", закончила Пермское Государственное Хореографическое училище, артистка балета): "Мои первые пуанты были, скорее всего куплены старшей сестрой, тоже балериной. Не помню, какие ощущения у меня были, когда я встала на них в первый раз, но помню что все мы, ученицы хореографического училища, еще до того, как нас официально начинали учить стоять на пуантах,  надевали их и стремились самостоятельно освоить. Папа одной из учениц был фотографом, и его пригласили в наш класс на фотосессию. Надо ли говорить, что все девочки, имевшие пуанты, фотографировались, стоя на них. К классу четвертому я научилась твердо стоять на ногах, но все равно, танцевать в пальцевых туфлях было для меня сопряжено со страхом.  Только уже к старшим классам страх ушел и появилась уверенность".

Клавдия (артистка балета, педагог, закончила Пермское Государственное Хореографическое училище): "Мои первые пуанты мы выбирали вместе с мамой. Почему-то нам продали пару, где стелька была пластиковая, что не подходит для начинающих, т.к.  она слишком жесткая. Пытаясь ее размять, я стельку сломала под пяткой, причем, только на одном пуанте. Купить новую пару возможности не было. Так и приходилось мучиться в жестких пуантах, да еще и с подломанной стелькой, которая врезалась в пятку при каждом движении. Было трудно и не комфортно. Зато теперь у меня сильные голеностопы". 

Татьяна (педагог студии, артистка балета, закончила Пермское Государственное Хореографическое училище): "Мои первые пуанты марки Кибанов, были куплены в мастерской при училище. Не помню, какие эмоции были у меня, когда в первый раз на них встала, но помню, что уверенность в танце появилась только к 4-му классу, когда уроки в пуантах стали частым явлением в училище".

Наташа (хореограф-балетмейстер, артистка балета): "Я училась у своей мамы, поэтому на пуанты встала очень рано, в 4-е годика. Первые мои пуанты были мамины, из Большого театра (там был свой собственный цех по изготовлению балетных туфель), а мои личные мне купили в каком-то магазине. Тогда еще только начинали продавать их, 31 размер. Наверное лет 6-7 было. Я начала танцевать в пуантах очень рано, пальцевые туфли мне очень нравились. Я мучила бабушку бесконечными концертами. Сейчас больше люблю ту хореографию, где нет пуант, тогда чувствую себя свободнее и стихия танца полностью меня поглощает, хотя ничто так не приводит в форму, как танцы в пуантах. После перерыва стоит только порепетировать "Лебединое озеро", и ты снова в форме". 

Оксана (занимается в студии больше года. Встала на пуанты): "Мои первые пуанты мне выдала Лана, почему то называя их "пальцами". Но после непродолжительных попыток их использовать по назначению, я поняла, что эти мои пальцы, может быть, чьи-то чужие. И через некоторое время отправилась в магазин, где перемерив несколько моделей, я определилась, где мои "пальцы".  Одеть их и встать к станку было очень просто (инструкции по пришиванию ленточек и прочие кунштюки я прошла в предыдущий раз), а вот сделать хоть что-то, оказалось очень непросто. За 10 минут разминки я взмокла, как после часа работы, но что было удивительно - пока работала, про то, что  мои родные пальцы очень больно, я почти не думала. Хуже было во второй раз, когда я уже знала, что будет больно, но "вода камень точит". Чем больше тренируешься, тем меньше думаешь о дискомфорте, а все больше о том, какой это титанический труд - балет. Но с другой стороны, как же это красиво!"

Текст: Анна Галиева.
P.S. Автор - артистка балета, закончила Школу классического танца им. Г.Ледяха.



24.06.2015