Эдгар Дега: "Меня называют живописцем танцовщиц..."



Эдгар Дега:

В связи с тем, что "Русская Балетная Компания" принимает активное участие в  выставке "От Моне до Сезанна", краткий экскурс в биографию одного из самых ярких импрессионистов, запечатлевшего грацию танцовщиц и сиюминутность балетного искусства в своих картинах.

«Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне предлогом писать красивые ткани и передавать движения» – говорил ЭДГАР ДЕГА (1834–1917). Предлог-предлогом, но, думая о Дега, перед глазами всплывают его изображения именно танцовщиц, а не лошадей или прачек, также присутствовавших в его творчестве.

Эдгар Дега родился в Париже в семье банкира. Примечательно, что Дега - это псевдоним, который он взял в 1870 году, соединив со своей фамилией дворянскую приставку "де" (его полное имя Илэр Жермен де Га). Эдгар был старшим сыном в семье и неминуемо должен был пойти по стопам отца. Окончив лицей Людовика Великого (1845–1852), он поступил в 1853 году на факультет права Парижского университета. Но, следуя своему призванию, он выпросил у отца разрешение обучаться живописи.

В 1855 году, забросив юриспруденцию, Эдгар поступил в Школу изящных искусств, а через 6 лет познакомился с Эдуардом Мане - известным импрессионистом. Еще через некоторое время он стал завсегдатаем кафе Гербуа, которое было пристанищем художников-импрессионистов – Моне, Ренуара, Сислея и др., к которым он и присоединился.

В 1867 году в творчестве Дега появились первые из знаменитых изображений танцовщиц и театральных сцен. Эти картины казались современникам оригинальными и свежими потому, что Дега посмотрел на изображение балетных сцен и балерин под другим ракурсом, отличным от того, что существовал до него.  Раньше, художники либо выстраивали композиции, изображая общие планы и четкие линии кордебалета, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Дега же словно выхватывает эпизод из привычной, повседневной жизни танцовщиц: благодаря его мастерству, мы наблюдаем за репетицией, танцем или приготовлениями балерин перед выходом на сцену. Дега показывает только фрагмент закулисной жизни или спектакля, но все равно "за кадром" чувствуется целое(как на фотографии). «Урок танца» (1874), «Репетиция» (1874), «Звезда» (около 1876), «Танцовщицы за кулисами» (1880), «Танцовщицы», (1883), «Балетный класс» (1891), «Голубые танцовщицы» (около 1897–1899) - все эти картины изображают искусство балета в целом, а не только сам танец или балерину.

В 1892 году Дега в последний раз представил публике свои работы. Дальше, на протяжении 25 лет он не выставлялся (одной из причин было резкое ухудшение зрения). Помимо картин, Дега воплощает танцовщиц и в скульптуре: «Большая арабеска» (около 1882–1895), «Танцовщица» (около 1896–1911).

Дега умер в 1917 году, но балет и балерины по-прежнему остаются излюбленный темой для многих художников. До сих пор ученики художественных училищ ходят на репетиции и уроки классического танца, чтобы научиться передавать движение и пластику человеческого тела. Мы, в свою очередь, с удовольствием поможем начинающим и уже состоявшимся художникам создать своих "голубых танцовщиц" на пленэре в парке Музеон 4 июля, где балерины "Русской Балетной Компании" будут позировать в качестве натурщиц, и на самой выставке "От Моне до Сезанна" (Artplay) 5 июля, где каждый сам сможет попробовать себя в образе танцовщиц, сошедших с полотен Дега.

Ждем Вас!




03.07.2015